Ремонт коленчатого вала и маховика

Ремонт коленчатого вала

Коленчатые валы (коленвалы) большинства двигателей автомобилей изготовлены штамповкой из сталей 45, 50, 50Г и некоторых двигателей (ГАЗ-53, ГАЗ-66 и т. п) отливкой из высокопрочного магниевого чугуна ГУ 2544. Основные дефекты коленвалов это: изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочного места в торце вала под подшипник; повреждение или износ резьбы под храповик, износ отверстий или резьбы во фланце крепления маховика, маслосгонной резьбы и бурта упорной коренной шейки, износ шеек вала по диаметру и по длине.

Коленчатый вал выбраковывают при наличии трещин любого характера и размещения за исключением незначительных отслоений на поверхностях шеек, если их можно ликвидировать шлифованием под ремонтный размер. Коленчатые валы большинства тракторных двигателей выбраковывают при износе коренных или шатунных шеек, что выходит за пределы последнего ремонтного размера, а валы автомобильных двигателей — при износе шеек по длине, что выходит за пределы допустимых размеров.

Ремонт коленвала в Киеве — Моторный цех на Автозаводской

Изгиб коленчатого вала возникает в результате совместного действия остаточных напряжений в металле, возникших при изготовлении вала, и знакопеременных нагрузок в процессе работы двигателя. Выпрямляющие валы в холодном состоянии на призмах под прессом или поверхностным наклепыванием пневматическим молотом.

Ремонт коленчатого вала

Коленчатые валы некоторых формовых двигателей (типа ЯМЗ и др.) выпрямлять холодным способом под прессом не рекомендуется, поскольку это снижает прочность. После холодной правки под прессом коленчатый вал обрабатывают термическим способом: нагревают до 180-200°С и выдерживают 5-6 часов. Биение средней коренной шейки коленчатого вала относительно крайних допускается не более 0,05 мм.

Изношенные посадочные места под шестерню или шкив восстанавливают наплавливанием и обработкой под нормальный размер. Посадочное место в торце под подшипник восстанавливают постановкой втулки с натягом и обработкой под номинальный размер.

Правка коленвала

Изношенные шпоночные канавки обрабатывают под ремонтный размер или полностью заваривают и нарезают на этом месте канавку номинального размера. При этом место расположения канавки под шпонку должно быть восстановлено особенно тщательно, чтобы не нарушить точность установки распределительных шестерен.

Изношенные отверстия или резьбу в фланце восстанавливают развертыванием вместе с маховиком под увеличенные размеры болтов.

Резьбу под храповик восстанавливают нарезкой резьбы увеличенного размера, изготовлением нового храповика или наплавливанием и нарезкой резьбы увеличенного размера на старом храповику.

Читайте также: Ремонт кривошипно-шатунного механизма в Киеве

ремонт коленвала в киеве

Маслосгонную резьбу при сработанности до глубины менее 1,0 мм углубляют до восстановления нормального профиля и полируют шлифовальной шкуркой зернистостью 8-6. Сработанный установочный бурт коренной шейки наплавляют и обрабатывают под нужный размер.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала срабатываются неравномерно и неодинаково.

Шатунные шейки по длине срабатываются на конус, а по диаметру на овал, то есть приобретают элипсность, причем самая большая сработанность по диаметру наблюдается в плоскости кривошипа по поверхности, повернутой к оси коренных подшипников.

Коренные шейки, как правило, по длине срабатываются равномерно, а по диаметру — на эллипс. Больше срабатываются поверхности, повернуты к оси шатунных шеек в плоскости кривошипа.

Особенности износа шеек учитывают при дефектации коленчатого вала. Шейки измеряют в двух сечениях на расстоянии 10 мм от щек и в двух плоскостях: в плоскости кривошипа (направление наибольшего износа) и перпендикулярно к ней.

Шейки следует шлифовать, если эллипсность шатунных шеек превышает 0,05 и коренных 0,06 мм, а также если есть заусенцы, забоины, глубокие риски или износ, превышающие допустимые. Одноименные, то есть все шатунные или все коренные шейки шлифуют под один ремонтный размер.

Чтобы продлить срок службы коленчатых валов и вкладышей тракторных двигателей, введены дополнительные (промежуточные) ремонтные размеры шеек с интервалом через 0,25 мм. В отличие от основных, дополнительные ремонтные размеры маркируют буквой Д:Ди, Д2, Д3 и т. д.

Шлифуют шейки коленчатого вала на специальных шлифовальных станках: сначала коренные, затем шатунные.

За установочные базы при шлифовании коренных шеек берут фаску отверстия под храповик и фаску или отверстие в торце вала под подшипник. Предварительно эти базы проверяют и при необходимости исправляют. Для проверки коленчатый вал устанавливают в центрах и измеряют его биение по изношенных поверхностях. Например, установочные базы исправляют при биении более 0,03 мм на нерабочей части шейки под шестерню коленчатого вала двигателя СМД-14А (рис. 78) и более 0,05 мм на наружной поверхности фланца под маховик.

Проверка радиуса кривошипа

При шлифовании шатунных шеек за установочные базы принимают шейку под шестерню и наружную цилиндрическую поверхность фланца под маховик или прошлифованном крайние коренные шейки.

Перед шлифованием отверстия масляных каналов зенкуют на радиально-сверлильных станках или электродрелью. При шлифовании оставляют припуск в пределах 0,004-0,005 мм на следующее полировки.

Полируют шейки пастой ГОИ № 20-ЗО на специальных станках или с помощью специальных устройств одновременно все шатунные и все коренные шейки.

После шлифовки и полировки шеек коленчатые валы и масляные канавки в них тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и валы подвергают контролю. Проверяют радиус кривошипа вала, биение коренных шеек и фланца крепления маховика.

Биение коренных шеек и фланца проверяют в центрах с помощью индикаторов часового типа.

Радиус кривошипа проверяют с помощью индикаторов часового типа.

ремонт коленвала киев

Радиус кривошипа проверяют с помощью специальных устройств типа 70-8784-1010 или 9571-38.   Устройство состоит из корпуса-трубы 2, двух призм 1, приваренных к трубе, и четырех индикаторов 3. Индикаторы устанавливают по эталону, а затем устройство ставят призмами на первую и заднюю шейки коренных подшипников так, чтобы измерительные стержни индикаторов соприкасались с поверхностями соответствующих шатунных шеек. Отклонение стрелок от нулевого положения будет соответствовать отклонению радиусов кривошипа от нормальных значений.

На специализированных ремонтных предприятиях, таких как Моторный цех на Автозаводской, коленчатые валы контролируют с помощью устройств типа 70-8735-1006 или 9571-49. Эти устройства дают возможность проводить комплексную проверку вала. На них определяют радиус кривошипа, биение коренных шеек и фланца крепления маховика. Вал крайними коренными опорами укладывают на призмы 2, установленные на плите 1. На этой же плите смонтированы индикаторы 3 часового типа, с помощью которых при поворачивании вала на 360° измеряются все указанные параметры. Для измерения радиуса кривошипа индикаторы устанавливают по эталонному валу.

Устройство для комплексной проверки коленчатого вала

Восстановленные валы должны отвечать следующим техническим требованиям: овальность и конусность шеек под подшипники — не более 0,01 мм для малых валов и не более 0,02 мм для крупных валов; биение шейки под шестерню и средних коренных шеек относительно крайних — не более 0,03 мм; биение фланца крепления маховика по торцу па крайних точках —не более 0,04 мм; шероховатость поверхности шеек — не ниже 9-го класса; радиусы гантелей и радиусы кривошипов — согласно технических требований.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовляют из биметаллической полосы, состоящей из малоуглеродистой стали и антифрикционного слоя свинцевистой бронзы, алюминиевого сплава АСМ или баббит. Во вкладышах тракторных двигателей применяют в основном сплав АСМ, а в автомобильных двигателях — баббит. Основные дефекты вкладышей: износ, выкрашивание, задиры, растрескивание или выплавление антифрикционного слоя; смятия или среза фиксирующих выступов (усиков), срабатывание по внешней поверхности и торцевых плоскостях разнимания.

Вкладыши следует заменить, если хоть один из этих дефектов вышел за пределы, допустимые требованиями, или если овальность шеек и зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала выше допустимых.

Вкладыши ремонтного размера с незначительным износом антифрикционного слоя, если они не имеют других дефектов, растачивают на большой диаметр дополнительного или основного ремонтного размера. На двигатель можно не ставить вкладыши, толщина антифрикционного слоя которых осталось менее 0,16 мм.

Для автомобильных двигателей кроме вкладышей ремонтного размера выпускают вкладыши, не полностью обработанные по внутреннему диаметру. Такие вкладыши могут быть расточенные в соответствующих пределах под любой размер шеек вала.

Растачивают вкладыши на расточных станках типа УРБ-ВП-М в специальных устройствах. Лучше всего, когда шатунные вкладыши растачивают непосредственно в шатуне при нормальном затяге гаек шатунных болтов, а коренные вкладыши в блоке на станках типа РД также при нормальном затяге гаек или болтов крышек коренных подшипников.

Шероховатость поверхности расточенных вкладышей должна быть не ниже 8-го класса, а овальность и конусность — не более 0,02 мм. На внешней поверхности расточенных вкладышей удаляют старое маркировка и наносят новое, указывая ремонтный размер и место установки (нижней и верхней).

Разукомплектовывать расточенные вкладыши, так же как и новые, нельзя.

remont-mahovika
Ремонт маховика с венцом

Маховики изготовляют из серого чугуна. В процессе эксплуатации возможны следующие основные дефекты: задиры и износ поверхности соприкосновения с ведомым диском сцепления; повреждения и износ гладких и резьбовых отверстий, а также зубьев венца шестерни; несбалансированность. Маховик выбраковывают при поломках и появлению трещин, при износе рабочей поверхности до отбракованной толщины. Заусенцы и следы срабатываний на поверхности соприкосновения с […]

Ремонт поршневых пальцев и колец в Киеве
Ремонт поршневых пальцев и колец

В большинстве современных двигателей поршни изготовлены из сплавов алюминия, и в процессе эксплуатации у них возникают следующие дефекты: износ направляющей части (юбки) поршня, канавок под поршневые кольца и отверстий в бобышками под поршневой палец; трещины, заусенцы и взломы. В поршневых пальцах срабатываются посадочные места под втулку верхней головки шатуна и отверстия под бобышок поршня, иногда […]

ремонт коленвала в киеве
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма За последние сто лет строение автомобиля принципиального не изменилось. Он, как и раньше, имеет колеса, кузов, трансмиссию, механизмы управления и тому подобное. Однако все узлы, агрегаты и системы получили колоссальное развитие и существенно усложнились. Благодаря этому резко возросли скорости, повысилась мощность, экономичность, комфортабельность, улучшился их дизайн. Современные автомобили имеют элементы автоматизации, […]

ремонт шатуна Киев
Ремонт деталей шатунно-поршневой группы

Ремонт шатунов Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливают из сталей 40Г, 45, 45Г2, 40Х и др. Основные дефекты шатунов: изгиб и скручивание стержня, износ отверстия нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разнимания и торцевых плоскостей под болты в нижней головке шатуна. Шатуны выбраковывают, когда есть аварийные […]

Ремонт коленвала ВАЗ
Коленвал ВАЗ — обслуживание и ремонт

Коленчатый вал — важнейшая деталь двигателей внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом. От его состояния напрямую зависит здоровье всего двигателя. Силовой агрегат с изношенным коленвалом не развивает полной мощности, давление масла в таком двигателе является пониженным даже на номинальных оборотах, не говоря о режиме холостого хода. Коленвал ВАЗ, износ которого превышает допустимый, не сможет надежно работать. […]

ремонт блока цилиндров в Киеве и области
Контроль и испытание блока

Блок двигателя — очень сложная и ответственная корпусная деталь, от технического состояния которой в значительной степени зависят технико-экономические показатели и ресурс отремонтированного двигателя. Поэтому после выявления неисправностей при дефектации и устранения их блок вновь подвергают контролю, поскольку сварка и другие способы ремонта могут нарушить основные геометрические его параметры. В блоке опять проверяют, нет ли коробления […]

Ремонт блока цилиндров Киев
Ремонт цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт цилиндров Основные дефекты — износ и задиры рабочей поверхности, а для гильз цилиндров дополнительно деформация и срабатывания наружных посадочных поверхностей. В некоторых тракторных двигателях бывает кавитационном срабатывания поверхностей охлаждения. Рабочие поверхности цилиндров и гильз цилиндров срабатываются равномерно. Больше всего срабатываются участки, расположенные против верхнего компрессионного кольца при положении поршня в верхней метровой точке (в. […]

ремонт блока цилиндров и гбц киев
Ремонт блока цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт блока цилиндров В большинстве двигателей блоки изготовлены из серого и специального легированного чугуна. В процессе их эксплуатации возможны следующие основные дефекты: трещины, изломы и пробоины; повреждение и износ резьбы в отверстиях и на шпильках; износ отверстий во втулках и под втулки распределительного вала; износ, овальность, конусность и смещение отверстий в опорах под вкладыши коренных […]

ремонт коленвалов в киеве
Диагностика коленвала

Ресурс двигателя, как правило, ограничивается износом основных деталей кривошипно-шатунного механизма. Предельные зазоры в спряженнях этого механизма являются основанием для постановки двигателя на ремонт. Поэтому правильное определение технического состояния цилиндро-поршневой группы, подшипников коленчатого вала и соединения шатуна с поршнем имеет исключительно большое значение, поскольку это дает возможность прогнозировать сроки возможной эксплуатации до ремонта. Диагностика коленвала Внешние […]

ремонт коленвала в киеве
Ремонт коленчатого вала и маховика

Ремонт коленчатого вала Коленчатые валы (коленвалы) большинства двигателей автомобилей изготовлены штамповкой из сталей 45, 50, 50Г и некоторых двигателей (ГАЗ-53, ГАЗ-66 и т. п) отливкой из высокопрочного магниевого чугуна ГУ 2544. Основные дефекты коленвалов это: изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочного места в торце вала под […]

ремонт турбин киев
Ремонт турбокомпрессора

Основные неисправности и разборка турбокомпрессоров. На многих современных форсированных двигателях и их модификациях установлены турбокомпрессоры, предназначение которых — сжатие воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. В процессе работы могут возникнуть такие неисправности: нарушение герметичности уплотнений вала ротора, образование нагара на поверхностях колеса турбины и вставки, износ подшипников и увеличение зазоров в спряжениях турбокомпрессора. Ремонт турбокомпрессора (турбины) […]

ремонт блока цилиндров
Ремонт блока цилиндров двигателя своими руками

Блок цилиндров является основной деталью двигателя. В нем и на нем находится и крепиться именно то, что мы называем двигателем. Традиционно блок цилиндров изготавливался из чугуна, теперь все чаще стали применять алюминий. Что будем ремонтировать в блоке цилиндров? Технология ремонта блока цилиндров, в основе своей, требует применения специализированных станков для расточки или хонингования. Хотя, в […]

ремонт трубин Киев
Ремонт турбокомпрессора своими руками

Миф о ремонте турбокомпрессора cвoими руками Сегодня достаточно часто можно встретить статьи «Ремонт турбокомпрессора своими руками«. “Знатоки” наперебой дают советы, как отремонтировать тот или иной турбокомпрессор. Мол, великий ум здесь не нужно, зато экономия средств. Это основной аргумент, на который “ведутся” автомобилисты. Но это же является и первым мифом. Посудите сами, на дополнительные запчасти потратиться […]