Ремонт деталей шатунно-поршневой группы

Ремонт шатунов

Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливают из сталей 40Г, 45, 45Г2, 40Х и др. Основные дефекты шатунов: изгиб и скручивание стержня, износ отверстия нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разнимания и торцевых плоскостей под болты в нижней головке шатуна.

Шатуны выбраковывают, когда есть аварийные изгибы, обломы и трещины. Шатуны двигателей ЯМЗ (всех модификаций), кроме того, выбраковывают, если сильно изношенные или опилены плоскости разъем нижней головки, а шатуны двигателей СМД-60, СМД-64 и их модификаций — если смяты рифы на плоскостях разъем нижней головки.

Изгиб или скрученость шатуна измеряют с помощью различных индикаторных и оптических устройств.

На многих ремонтных предприятиях общего назначения для проверки шатунов на изгиб и скручивание используют индикаторное устройство типа КИ-724. Этот прибор универсален, он дает возможность контролировать шатуны двигателей различных марок.

Проверка шатуна на скрученость

Призму с индикатором часового типа устанавливают на оправку и передвигают ее до соприкосновения упора, призмы с плоскостью плиты С устройства. В этом положении индикатор передвигают к образованию натяжения на измерительном стержне в пределах 1,0-1,5 оборота стрелки. Закрепляют индикатор и совмещают нулевое деление шкалы со стрелкой. Поворачивают призму на 180° и также устанавливают индикатор.

Ремонт деталей шатунно-поршневой группы

В отверстие верхней головки шатуна с втулкой вставляют втулку и закрепляют ее конусами. Шатун ставят на оправку, перемещают его до упора оправки в плиту и закрепляют на оправке. Призму ставят на оправку и при столкновении ее упоров с плитой поочередно по отклонению стрелки от нулевого положения индикатора определяют изгиб шатуна, а по отклонению стрелки индикатора — скрученость.

Читайте также: Восстановление коленвала в Киеве

Погнутый шатун выравнивают под прессом или в специальном винтовом устройстве. Скрученный шатун также выпрямляют. Шатун зажимают в тиски и выпрямляют вилковатым рычагом или специальными рычагами с винтовым устройством. Чтобы результаты правки были удовлетворительными, надо применять стабилизирующее подогрева.

На специализированных мотороремонтных предприятиях в Киеве для проверки шатунов используют специальные оптические приборы или индикаторные устройства типа 9570-157-1. Устройство состоит из плиты с призмой и кронштейна, на котором размещены четыре индикатора часового типа. Два индикатора установлены вертикально и два индикатора горизонтально, так чтобы оси их были взаимно перпендикулярны. В отверстия нижней и верхней головок испытуемого шатуна ставят оправки, затем шатун укладывают оправкой на призму и оправкой наклонно подводят до упора и измерительных стержней индикаторов. Разница в показаниях вертикальных индикаторов означает изгиб шатуна, а разница в показаниях горизонтальных и индикаторов — скрученость шатуна. Перед измерением индикаторы устанавливают по специальному эталону. Такое устройство можно применять для контроля только одного типоразмера шатуна.

Схема устройства для проверки параллельности плоскостей

Допустимая скрученость шатунов тракторных двигателей лежит в пределах 0,05-0,08 мм, автомобильных — 0,04-0,06 мм на 100 мм длины (по оси оправки, вставленной в отверстие верхней головки шатуна), а допустимый изгиб — 0,03-0,05 мм для шатунов тракторных двигателей и 0,02-0,03 мм для автомобильных на 100 мм длины.

Износ отверстий нижней головки шатуна устраняют несколькими способами в зависимости от степени износа и размеров шатуна. Перед восстановлением отверстий проверяют опорные поверхности под головки шатунных болтов и гайки, а также плоскости разнимания.

Опорные поверхности крышки фрезеруют до удаления следов срабатываний на вертикально-фрезерном станке. При значительных срабатываниях опорные поверхности наплавляют и фрезеруют под нормальный размер по высоте от плоскости разнимание к опорной поверхности. Крышку и шатун при фрезеровании крепят специальными устройствами.

ремонт шатунов в Киеве

Смятые или изношенные плоскости разнимания фрезеруют или шлифуют до удаления следов износа и образования параллельности плоскостей с образующей отверстия. Параллельность проверяют индикаторным глубиномером или специальным устройством. Установив индикатору небольшое натяжение, закрепляют его стопорным винтом и с помощью планки отмечают показания индикатора по концам плоскостей разъем крышки или шатуна. Непараллельность плоскостей разнимания образующей отверстия допускается не более 0,02 мм на их длине.

Если слой металла, снятый шлифованием с плоскостей разъем крышки, не превышает 0,3 мм, а с плоскостей разнимания шатуна 0,2 мм для дизельных двигателей и соответственно 0,4 и 0,3 мм для карбюраторных, то шатун собирают, затягивают гайки нормальным усилием затяжки и растачивают, а затем шлифуют под нормальный размер.

При незначительном износе отверстий их восстанавливают таким же способом. Плоскости разнимания шлифуют и отверстия под вкладыши обрабатывают под нормальный размер.

Если отверстия в шатунах под вкладыши изношенные настолько, что с плоскостей разнимания металла надо снимать больше, чем указано, то отверстия восстанавливают наращиванием металла с последующей обработкой под нормальный размер.

Поверхности в отверстиях шатунов автомобильных двигателей наращивают насталюванням, шатунов тракторных двигателей марок СМД-14, Д-130 — наплавливанием под слоем флюса, в среде углекислого газа и вибродуговым методом.

Перед растачиванием восстанавливают плоскости разнимания и опорные поверхности под головки болтов и гайки.

ремонт шатуна Киев

На некоторых авторемонтных предприятиях отверстия нижней головки шатуна восстанавливают с применением растяжки. Если отверстие очень сработаное, то из плоскостей крышки и шатуна снимают повышенный слой металла, а чтобы сохранить межосевое расстояние, шатун растягивают в специальном устройстве. При растяжении стержень шатуна нагревают в електроиндукторе устройства. Затем отверстие обрабатывают под нормальный размер. Растачивают отверстия нижних головок шатунов на расточных станках или токарных в специальных устройствах. После расточки их шлифуют, а чаще хонингуют под нормальный размер. При хонингувании применяют устройства, которые дают возможность обрабатывать сразу целый комплект шатунов.

Восстановленные отверстия нижней головки шатуна должны удовлетворять такие требования: овальность и конусность не более 0,01 мм; смещение оси относительно плоскостей разнимание не более ±0,3 мм; шероховатость поверхности не ниже 8-го класса.

Сработанное отверстие под втулку в верхней головке шатуна растачивают или разворачивают до выведения следов срабатываний и запрессовывают втулку увеличенного размера по наружному диаметру. Внутреннее отверстие втулки растачивают на расточных станках типа УРБ-ВП-М или на токарных с помощью специальных устройств. После расточки втулку раскатывают роликовыми раскатками на тех самых станках. При растачивании оставляют припуск под раскатывание 0,04-0,06 мм, чтобы обеспечить нужный размер под палец. Процесс раскатки улучшает на 2-3 классы шероховатость поверхности и увеличивает прочность посадки втулки на 70-80%.

Изношенные втулки верхней головки шатуна, если позволяет конструкция, восстанавливают меднением внешней и внутренней поверхностей или осадкой.

remont-mahovika
Ремонт маховика с венцом

Маховики изготовляют из серого чугуна. В процессе эксплуатации возможны следующие основные дефекты: задиры и износ поверхности соприкосновения с ведомым диском сцепления; повреждения и износ гладких и резьбовых отверстий, а также зубьев венца шестерни; несбалансированность. Маховик выбраковывают при поломках и появлению трещин, при износе рабочей поверхности до отбракованной толщины. Заусенцы и следы срабатываний на поверхности соприкосновения с […]

Ремонт поршневых пальцев и колец в Киеве
Ремонт поршневых пальцев и колец

В большинстве современных двигателей поршни изготовлены из сплавов алюминия, и в процессе эксплуатации у них возникают следующие дефекты: износ направляющей части (юбки) поршня, канавок под поршневые кольца и отверстий в бобышками под поршневой палец; трещины, заусенцы и взломы. В поршневых пальцах срабатываются посадочные места под втулку верхней головки шатуна и отверстия под бобышок поршня, иногда […]

ремонт коленвала в киеве
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма За последние сто лет строение автомобиля принципиального не изменилось. Он, как и раньше, имеет колеса, кузов, трансмиссию, механизмы управления и тому подобное. Однако все узлы, агрегаты и системы получили колоссальное развитие и существенно усложнились. Благодаря этому резко возросли скорости, повысилась мощность, экономичность, комфортабельность, улучшился их дизайн. Современные автомобили имеют элементы автоматизации, […]

ремонт шатуна Киев
Ремонт деталей шатунно-поршневой группы

Ремонт шатунов Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливают из сталей 40Г, 45, 45Г2, 40Х и др. Основные дефекты шатунов: изгиб и скручивание стержня, износ отверстия нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разнимания и торцевых плоскостей под болты в нижней головке шатуна. Шатуны выбраковывают, когда есть аварийные […]

Ремонт коленвала ВАЗ
Коленвал ВАЗ — обслуживание и ремонт

Коленчатый вал — важнейшая деталь двигателей внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом. От его состояния напрямую зависит здоровье всего двигателя. Силовой агрегат с изношенным коленвалом не развивает полной мощности, давление масла в таком двигателе является пониженным даже на номинальных оборотах, не говоря о режиме холостого хода. Коленвал ВАЗ, износ которого превышает допустимый, не сможет надежно работать. […]

ремонт блока цилиндров в Киеве и области
Контроль и испытание блока

Блок двигателя — очень сложная и ответственная корпусная деталь, от технического состояния которой в значительной степени зависят технико-экономические показатели и ресурс отремонтированного двигателя. Поэтому после выявления неисправностей при дефектации и устранения их блок вновь подвергают контролю, поскольку сварка и другие способы ремонта могут нарушить основные геометрические его параметры. В блоке опять проверяют, нет ли коробления […]

Ремонт блока цилиндров Киев
Ремонт цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт цилиндров Основные дефекты — износ и задиры рабочей поверхности, а для гильз цилиндров дополнительно деформация и срабатывания наружных посадочных поверхностей. В некоторых тракторных двигателях бывает кавитационном срабатывания поверхностей охлаждения. Рабочие поверхности цилиндров и гильз цилиндров срабатываются равномерно. Больше всего срабатываются участки, расположенные против верхнего компрессионного кольца при положении поршня в верхней метровой точке (в. […]

ремонт блока цилиндров и гбц киев
Ремонт блока цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт блока цилиндров В большинстве двигателей блоки изготовлены из серого и специального легированного чугуна. В процессе их эксплуатации возможны следующие основные дефекты: трещины, изломы и пробоины; повреждение и износ резьбы в отверстиях и на шпильках; износ отверстий во втулках и под втулки распределительного вала; износ, овальность, конусность и смещение отверстий в опорах под вкладыши коренных […]

ремонт коленвалов в киеве
Диагностика коленвала

Ресурс двигателя, как правило, ограничивается износом основных деталей кривошипно-шатунного механизма. Предельные зазоры в спряженнях этого механизма являются основанием для постановки двигателя на ремонт. Поэтому правильное определение технического состояния цилиндро-поршневой группы, подшипников коленчатого вала и соединения шатуна с поршнем имеет исключительно большое значение, поскольку это дает возможность прогнозировать сроки возможной эксплуатации до ремонта. Диагностика коленвала Внешние […]

ремонт коленвала в киеве
Ремонт коленчатого вала и маховика

Ремонт коленчатого вала Коленчатые валы (коленвалы) большинства двигателей автомобилей изготовлены штамповкой из сталей 45, 50, 50Г и некоторых двигателей (ГАЗ-53, ГАЗ-66 и т. п) отливкой из высокопрочного магниевого чугуна ГУ 2544. Основные дефекты коленвалов это: изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочного места в торце вала под […]

ремонт турбин киев
Ремонт турбокомпрессора

Основные неисправности и разборка турбокомпрессоров. На многих современных форсированных двигателях и их модификациях установлены турбокомпрессоры, предназначение которых — сжатие воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. В процессе работы могут возникнуть такие неисправности: нарушение герметичности уплотнений вала ротора, образование нагара на поверхностях колеса турбины и вставки, износ подшипников и увеличение зазоров в спряжениях турбокомпрессора. Ремонт турбокомпрессора (турбины) […]

ремонт блока цилиндров
Ремонт блока цилиндров двигателя своими руками

Блок цилиндров является основной деталью двигателя. В нем и на нем находится и крепиться именно то, что мы называем двигателем. Традиционно блок цилиндров изготавливался из чугуна, теперь все чаще стали применять алюминий. Что будем ремонтировать в блоке цилиндров? Технология ремонта блока цилиндров, в основе своей, требует применения специализированных станков для расточки или хонингования. Хотя, в […]

ремонт трубин Киев
Ремонт турбокомпрессора своими руками

Миф о ремонте турбокомпрессора cвoими руками Сегодня достаточно часто можно встретить статьи «Ремонт турбокомпрессора своими руками«. “Знатоки” наперебой дают советы, как отремонтировать тот или иной турбокомпрессор. Мол, великий ум здесь не нужно, зато экономия средств. Это основной аргумент, на который “ведутся” автомобилисты. Но это же является и первым мифом. Посудите сами, на дополнительные запчасти потратиться […]