Ремонт блока цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт блока цилиндров

В большинстве двигателей блоки изготовлены из серого и специального легированного чугуна. В процессе их эксплуатации возможны следующие основные дефекты: трещины, изломы и пробоины; повреждение и износ резьбы в отверстиях и на шпильках; износ отверстий во втулках и под втулки распределительного вала; износ, овальность, конусность и смещение отверстий в опорах под вкладыши коренных подшипников; коробление поверхностей прилегания к головке блока цилиндров; износ отёверстий под палец промежуточной шестерни, под установочные штифты и втулки; износ торцевых поверхностей гнезд под верхние бурты гильз цилиндров; износ клапанных гнезд и втулок клапанов; износ, овальность, конусность и задиры поверхностей цилиндров или гильз цилиндров.

Блок выбраковывают при трещинах и обломах в гнездах под вкладыши коренных подшипников, в отверстиях под втулки распределительного вала, в масляных каналах и местах, недоступных для ремонта, а также в случаях, когда есть: более чем две трещины между отверстиями цилиндров (гильз) или клапанных гнезд; более четырех трещин в водяных рубашках или более чем две трещины, которые входят на обработанные поверхности; взломы одного и более гнезд под уплотнительные кольца гильз цилиндров размером более 1/3 периметра.

Ремонт блока цилиндровТрещины, изломы и пробоины заваривают электродуговой или газовой сваркой, наложением заплат и закреплением их болтами и сваркой, наложением заплат с применением полимерных материалов на основе эпоксидных смол. Трещины в местах, где нет больших нагрузок, закрывают штифтами или уплотняющими фигурными вставками.

Изношенные резьбовые отверстия восстанавливают нарезкой резьбы увеличенного размера или при помощи вставок. Шпильки со сработанной резьбой, как правило, выбраковывают, а иногда восстанавливают наплавлиюванием и нарезкой резьбы нормального или увеличенного размера.

Изношенные отверстия под втулки распределительного вала (к ослабление посадки втулок) растачивают под втулки ремонтного размера. Отверстия втулок растачивают под ремонтный размер опор вала или восстанавливают установкой втулок с уменьшенными отверстиями и шлифуют опоры распределительного вала по этих отверстиях.

Посадочные места (постели) под вкладыши коренных подшипников восстанавливают нанесением покрытий сваркой, насталиванием или составами на основе эпоксидных смол.

Перед наплавливанием постели растачивают на глубину 1… 1,5 мм. Наплавливають постели электросваркой, малоуглецевим электродом с меловой обмазкой способом валиков или газовой сваркой чугунными прутками с применением флюсов ФСЧ-1 и ФСЧ-2. Можно также наплавлять постели газовым пламенем, используя латунные прутки и флюс — буру и напаевать твердым припоем ПМЦ-54 (или латунью Л-62, ЛК). Перед наплавливанием шпильки коренных подшипников закрывают кожухами из листовой стали, плоскости разнимание — медными накладками, а отверстия для подачи масла — асбестовыми, графитовыми или медными пробками, чтобы защитить их от брызг и наплывов во время наплавки.

ремонт блока цилиндров киевИногда постели восстанавливают наложением полуколец. В этом случае постели растачивают так, чтобы толщина стенок полуколец после окончательной обработки была в пределах 1,5…2,0 мм. Полукольца вытачивают из чугуна, который по механическим свойствам близок к чугуну блока. Закрепляют полукольца в блоке и крышках гладкими штифтами диаметром 6…8 мм, изготовленными из мягкой стали, зачищают их заподлицо с поверхностью полуколец.

Постели блоков автомобильных двигателей восстанавливают насталюванням в проточном электролите. Применяют специальные установки, которые позволяют одновременно насталювати все постели коренных подшипников. Перед насталиванием постели растачивают, чтобы восстановить их геометрическую форму и удалить с рабочей поверхности слой, насыщенный маслом. Потом расточеную поверхность готовят так же, как и при обычном ванном насталивании. В ячейку, образующуюся устройством на каждой постели, подают в проточный электролит. Этот процесс позволяет наращивать слой металла толщиной 0,4…0,8 мм.

Составами на основе эпоксидных смол восстанавливают постели коренных подшипников блоков тракторных и автомобильных двигателей. Применяют такую смесь (в частях по массе): 100 — смолы ЭД-6, 25 — пластификатора (алифатической эпоксидной смолы ТЭГ-1); 160 — наполнителя (железного порошка) и 15,5 — отвердителя. Перед нанесением смеси постельного белья протачивают на глубину 0,3…0,6 мм, а затем поверхности придают шероховатость для лучшего сцепления пасты с металлом. Наносят смесь толщиной 1,5–2,5 мм и после затвердевания тщательно зачищают наплыв на плоскостях разнимания. Плоскости разнимания крышек фрезеруют, а затем шлифуют на глубину 0,8… …1,2 мм и вставляют крышки на постели, подложив под них по одной прокладке толщиной 0,05 или 0,10 мм с каждой стороны. Затягивают болты или гайки крепления крышек нормальным усилием и растачивают отверстия под нормальный размер. После расточки снимают крышки и зачищают боковые наплывы смеси, прочищают и продувают масляные каналы.

При износе или короблении отдельных постелей их восстанавливают составами на основе эпоксидных смол без дальнейшей обработки. Изношенные постели шлифуют вручную шлифовальным кругом крупной зернистости с приводом через гибкий вал. Наносят приготовленную смесь слоем не менее 1 мм и укладывают на все постели специальную скалку диаметром, равным номинальному размеру отверстий под коренные подшипники. Перед укладкой скалку смазывают слоем минерального масла. Постельного белья, которые не надо восстанавливать, используют для центровки осколки. Зажимают занозу крышками и ждут, пока затвердеет смесь, после чего крышки и занозу снимают, а подтеки и наплывы пасты зачищают напильником или шабером.

ремонт блока цилиндров и гбц киевОтверстия под коренные подшипники в блоках двигателей, сработанные не более 0,30 мм в вертикальной и не более 0,20 мм в горизонтальной плоскостях, восстанавливают растачиванием их под номинальный размер со смещением осей коленчатого и распределительного валов. Для этого плоскости разнимания крышек коренных подшипников фрезеруют, а затем шлифуют на глубину 0,5…0,7 мм, ставят их в блок, затягивают болтами или гайками с необходимым усилием и, сместив оси валов, растачивают отверстия под номинальный размер.

Отверстия под коренные подшипники растачивают одновременно с отверстиями под опоры распределительного вала на специальных горизонтально-расточных станках модели РД. Такие станки выпускают для восстановления блока цилиндров двигателя одной марки. Например, станок РД-14 предназначен для расточки отверстий только блока двигателей ЄМД-14, станки РД-50 — для блока двигателей Д-50, станок РД-2 — для блока двигателей ГАЗ-51А и т. д.

Станки обеспечивают высокое качество растачивания и дают возможность сохранять расстояние между осями коленчатого и распределительного валов. При растачивании отверстий со смещением осей в сторону головки блок устанавливают на сменные планки меньшей толщины, а со смещением осей в сторону крышек на планки большей толщины. Толщину указано на поверхности планки.

Растачивают отверстия специальными борштангами, которые легко снимать и устанавливать на станок.

Несоосность расточенных отверстий под коренные подшипники допускается в пределах 0,02…0,03 мм на всей длине блока, а конусность и овальность не более 0,02 мм.

Коробление поверхности прилегания к головке блока цилиндров (ГБЦ), которое превышает 0,15 мм, устраняют шлифованием на плоскошлифовальных или вертикально-сверлильных станках с помощью специальных устройств. В небольших мастерских можно устранять коробление пришабровыванием или шлифованием вручную кругом диаметром 300…450 мм (в зависимости от размеров блока цилиндров).

Читайте также: Ремонт головки блока цилиндров

Прошлифовав поверхность, проверяют глубину гнезд под верхние бурты гильз и при необходимости углубляют их торцевыми фрезами на толщину слоя, снимаемого при шлифовании. Если гнезда сработанные, их обрабатывают фрезами так, чтобы была одинаковая глубина во всех гнездах, и ставят металлические прокладки, закрепляя их клеем ВС-10Т или эпоксидной смеси.

После шлифовки плоскости и восстановление гнезд выступание запрессованных гильз над поверхностью блока должно соответствовать требованиям технический.

При сборке дизельных двигателей, где шлифовалась верхняя поверхность блока, надо на такой же размер проточить днища поршней, чтобы они не соприкасались к плоскости головки блока цилиндров.

Коробление других привалковых поверхностей блока устраняют шлифованием, фрезерованием или строганием.

Изношенные отверстия под втулки клапанов, толкателей, установочные штифты и палец промежуточной шестерни восстанавливают развертыванием под ремонтный размер или установкой втулок.

Ремонт маховика с венцом

Маховики изготовляют из серого чугуна. В процессе эксплуатации возможны следующие основные дефекты: задиры и износ поверхности соприкосновения с ведомым диском сцепления; повреждения и износ гладких и резьбовых отверстий, а также зубьев венца шестерни; несбалансированность. Маховик выбраковывают при поломках и появлению трещин, при износе рабочей поверхности до отбракованной толщины. Заусенцы и следы срабатываний на поверхности соприкосновения с […]

Ремонт поршневых пальцев и колец

В большинстве современных двигателей поршни изготовлены из сплавов алюминия, и в процессе эксплуатации у них возникают следующие дефекты: износ направляющей части (юбки) поршня, канавок под поршневые кольца и отверстий в бобышками под поршневой палец; трещины, заусенцы и взломы. В поршневых пальцах срабатываются посадочные места под втулку верхней головки шатуна и отверстия под бобышок поршня, иногда […]

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма За последние сто лет строение автомобиля принципиального не изменилось. Он, как и раньше, имеет колеса, кузов, трансмиссию, механизмы управления и тому подобное. Однако все узлы, агрегаты и системы получили колоссальное развитие и существенно усложнились. Благодаря этому резко возросли скорости, повысилась мощность, экономичность, комфортабельность, улучшился их дизайн. Современные автомобили имеют элементы автоматизации, […]

Ремонт деталей шатунно-поршневой группы

Ремонт шатунов Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливают из сталей 40Г, 45, 45Г2, 40Х и др. Основные дефекты шатунов: изгиб и скручивание стержня, износ отверстия нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхней головки шатуна, износ и смятие плоскостей разнимания и торцевых плоскостей под болты в нижней головке шатуна. Шатуны выбраковывают, когда есть аварийные […]

Коленвал ВАЗ – обслуживание и ремонт

Коленчатый вал – важнейшая деталь двигателей внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом. От его состояния напрямую зависит здоровье всего двигателя. Силовой агрегат с изношенным коленвалом не развивает полной мощности, давление масла в таком двигателе является пониженным даже на номинальных оборотах, не говоря о режиме холостого хода. Коленвал ВАЗ, износ которого превышает допустимый, не сможет надежно работать. […]

Контроль и испытание блока

Блок двигателя — очень сложная и ответственная корпусная деталь, от технического состояния которой в значительной степени зависят технико-экономические показатели и ресурс отремонтированного двигателя. Поэтому после выявления неисправностей при дефектации и устранения их блок вновь подвергают контролю, поскольку сварка и другие способы ремонта могут нарушить основные геометрические его параметры. В блоке опять проверяют, нет ли коробления […]

Ремонт цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт цилиндров Основные дефекты — износ и задиры рабочей поверхности, а для гильз цилиндров дополнительно деформация и срабатывания наружных посадочных поверхностей. В некоторых тракторных двигателях бывает кавитационном срабатывания поверхностей охлаждения. Рабочие поверхности цилиндров и гильз цилиндров срабатываются равномерно. Больше всего срабатываются участки, расположенные против верхнего компрессионного кольца при положении поршня в верхней метровой точке (в. […]

Ремонт блока цилиндров и гильз цилиндров

Ремонт блока цилиндров В большинстве двигателей блоки изготовлены из серого и специального легированного чугуна. В процессе их эксплуатации возможны следующие основные дефекты: трещины, изломы и пробоины; повреждение и износ резьбы в отверстиях и на шпильках; износ отверстий во втулках и под втулки распределительного вала; износ, овальность, конусность и смещение отверстий в опорах под вкладыши коренных […]

Диагностика коленвала

Ресурс двигателя, как правило, ограничивается износом основных деталей кривошипно-шатунного механизма. Предельные зазоры в спряженнях этого механизма являются основанием для постановки двигателя на ремонт. Поэтому правильное определение технического состояния цилиндро-поршневой группы, подшипников коленчатого вала и соединения шатуна с поршнем имеет исключительно большое значение, поскольку это дает возможность прогнозировать сроки возможной эксплуатации до ремонта. Диагностика коленвала Внешние […]

Ремонт коленчатого вала и маховика

Ремонт коленчатого вала Коленчатые валы (коленвалы) большинства двигателей автомобилей изготовлены штамповкой из сталей 45, 50, 50Г и некоторых двигателей (ГАЗ-53, ГАЗ-66 и т. п) отливкой из высокопрочного магниевого чугуна ГУ 2544. Основные дефекты коленвалов это: изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочного места в торце вала под […]

Ремонт турбокомпрессора

Основные неисправности и разборка турбокомпрессоров. На многих современных форсированных двигателях и их модификациях установлены турбокомпрессоры, предназначение которых – сжатие воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. В процессе работы могут возникнуть такие неисправности: нарушение герметичности уплотнений вала ротора, образование нагара на поверхностях колеса турбины и вставки, износ подшипников и увеличение зазоров в спряжениях турбокомпрессора. Ремонт турбокомпрессора (турбины) […]

Ремонт блока цилиндров двигателя своими руками

Блок цилиндров является основной деталью двигателя. В нем и на нем находится и крепиться именно то, что мы называем двигателем. Традиционно блок цилиндров изготавливался из чугуна, теперь все чаще стали применять алюминий. Что будем ремонтировать в блоке цилиндров? Технология ремонта блока цилиндров, в основе своей, требует применения специализированных станков для расточки или хонингования. Хотя, в […]

Ремонт турбокомпрессора своими руками

Миф о ремонте турбокомпрессора cвoими руками Сегодня достаточно часто можно встретить статьи “Ремонт турбокомпрессора своими руками“. “Знатоки” наперебой дают советы, как отремонтировать тот или иной турбокомпрессор. Мол, великий ум здесь не нужно, зато экономия средств. Это основной аргумент, на который “ведутся” автомобилисты. Но это же является и первым мифом. Посудите сами, на дополнительные запчасти потратиться […]